парашют

Детали техники отделения

парашютный спорт парашютный спорт

Детали техники отделения

 

Дайверы могут отделиться позже, но двигаться быстро и подойти вовремя. Хорошее продуманное отделение упрощает работу всей группы.
В групповой акробатике дайверами считаются те, кто покидает ЛА после базы. В Сессне дайвер может находиться снаружи и отделяться с подкоса крыла, в месте его стыковки с фюзеляжем. Момент отделения дайверов дает им преимущество в высоте на "склоне" перед базой и флоатерами, и их задача - использовать эту высоту для быстрого подхода к базе.

 

К моменту отделения последних дайверов, самолет при средней скорости от 100 до 175 футов/сек (от 30 до 50 м/сек) уже будет на расстоянии порядка нескольких сотен футов (более сотни метров) от точки отделения базы и флоатеров, практически потерявших к тому времени горизонтальную скорость. Задача дайверов в первые несколько секунд после отделения - остановить свое поступательное движение, удаляющее их от базы, не потеряв при этом преимущества в высоте. В этом случае, им нужно будет преодолеть меньшее расстояние на подходе к базе.

Дайвер на sit-fly использует импульс толчка на отделении для ориентации ступней и копчика на поток. Эффект будет наибольшим для "пузофлаеров", которые при отделении встречают поток с максимальным сопротивлением. Горизонтальная скорость базы начинает падать сразу после отделения. Соответственно, дайверам необходимо отделятся в позиции максимального сопротивления потоку. Эффект поступательного момента от горизонтальной скорости самолета длится в течении двух-трех секунд, когда такая позиция наиболее эффективна.

 

Варианты техники отделения

При отделении "на живот" из бортовой двери самолета, вместо немедленной ориентации на базу, выгоднее принять позицию животом и грудью на поток, боком к земле и головой в сторону от самолета - т.е. позицию максимального торможения потоком от винтов самолета. Руки и ноги должны быть выпрямлены и напряжены, с носками и ладонями, вытянутыми навстречу потоку, чтобы обеспечить максимальное сопротивление. Удерживайте такую позицию две-три секунды, пока Вы ищете взглядом базу и того человека, за которым Вы будете следовать. Затем начинайте подход в выбранном направлении. Из-за вертикального разделения с базой Вы можете двигаться очень быстро, и Вам придется преодолеть гораздо меньшее расстояние, чем в случае Вашего отделения без максимального сопротивления потоку.

Отделение head-down в поток. Труба наглядно показывает направление потока. Стабильное отделение дайверов с рампы является более сложным. Идеальным будет отделение грудью и животом на поток и головой к земле. Проблема состоит в том, что исходное положение дайверов в самолете прямо противоположное - стоя, спиной к потоку. При отделении дайверам необходимо перевернуться, чтобы встретить поток в наиболее эффективном положении, причем маневр должен быть проделан достаточно быстро до выхода из затенения самолета, но не настолько энергично, чтобы сделать переднее сальто с рампы.

Стоит попробовать следующий способ: сразу после отделения скайдайвера перед Вами, попытайтесь "перепрыгнуть" через него, одновременно делая переднее полу-сальто. Все еще находясь в затенении, Вы сможете сделать переворот более медленно и плавно. Выпрямите руки перед собой (вниз), чтобы руками встретить поток при выходе из затенения рампы - таким образом Вы получите противодействие импульсу Вашего полу-сальто вперед.

Такая техника работает лучше всего, когда используется всеми участниками группы. Вы должны быть уверены, что отделяющийся перед Вами будет уже достаточно низко, когда Вы будете на вершине траектории Вашего движения, так что отталкивайтесь сильно вперед и вверх. Если отделяющийся перед Вами перевернется слишком быстро, он может Вас ударить. Начинайте отделение, на всякий случай прикрыв лицо локтями.

 

Отделение дайверов на фрифлай

При отделении с рампы верхние дайверы должны использовать импульс толчки для ориентации грудью и животом на поток. Фрифлаеры на отделении встречают поток с меньшим сопротивлением, поэтому база получает больший поступательный импульс на отделении, и движется по направлению курса самолета дальше, чем "пузофлаеры". Высота при этом также теряется быстрее. Дайверы во фрифлайных формациях должны быстро ориентироваться, чтобы не потерять время на движение не в том направлении.

 

Наблюдение за положением базы на разных вариантах отделения даст Вам возможность предугадывать наилучшее направление движения к базе в зависимости от Вашей очереди на отделении и от типа базы - вертикаль, трэк, сит, и т.д. Всегда оценивайте позицию базы относительно потока и Вашего собственного положения на потоке - это гораздо важнее положения относительно горизонта. Отмечайте углы и положения тел в базе по отношению к Вашей позиции, чтобы найти наилучший угол движения к базе.

Независимо от типа формации - "на живот" или фрифлай - прямой путь к базе не всегда будет кратчайшим. Вы должны двигаться, руководствуясь скорее чувством потока, нежели зрительным пространственным восприятием. При этом Вам, возможно, придется корректировать направление движения в зависимости от изменения направления потока по отношению к горизонту.

 

Исходное положение

Так же, как флоатеры и база, каждый дайвер должен иметь и четко представлять свое место в самолете. Вам нужно отделиться "чисто" и без помех, чтобы принять наиболее выгодную позицию в первые несколько наиболее важных секунд. При отработке отделения на земле, на макете самолета или непосредственно в двери, каждый участник группы должен найти совершенно определенное место для своих рук и ног к моменту начала отсчета на отделение. Не забывайте, что другим тоже нужно достаточное пространство. Такая практическая отработка позволяет занять исходное положение на отделении большой группой в считанные секунды - точно зная свои места, Вы не будете мешать друг другу.

 

Старайтесь держаться прямо и вертикально - таким образом Вам удастся разместить гораздо больше людей в ограниченном пространстве. Даже в самолете, где невозможно выпрямиться в полный рост, важно держаться прямо и передвигаться небольшими шагами. Согнувшись, Вы занимаете гораздо больше места в самолете.

Дайвер должен отделяться в позиции максимального сопротивления потоку, чтобы как можно скорее оказаться ближе к базе.Быстрая подготовка к отделению также облегчает задачу пилота. Однако, возможно построить отделение таким образом, что это станет небезопасным. Очень плотная группа, собравшаяся у двери перед отделением, может нарушить балансировку и устойчивость самолета. Важно скоординировать свои действия с пилотом для обеспечения безопасности.

К моменту, когда пилот сбрасывает газ на боевом заходе, каждый участник группы должен находиться на заранее определенной позиции, и быть полностью готовым к отделению. Если все знают действия друг друга и уверены в том, что остальные будут двигаться без задержек, вся группа может двигаться как одно целое. Когда крайние в очереди начинают двигаться к двери, первые должны быть уже за бортом. При таком слаженном движении нет необходимости ждать, пока освободится место. Каждый участник группы двигается именно так, как было многократно отработано перед прыжком, и неожиданностей быть не должно.

 

Отсчет и отделение

Крайний дайвер использует поток, чтобы Вы можете руководствоваться отсчетом на отделении. Однако, как, например, в программе АФФ, когда инструктора практически не в состоянии точно предугадать момент отделения студента, они координируют свои действия по движениям бедер студента, независимо от отсчета.

Для опытных скайдайверов, громкого "Ready, Set, Go!" может быть достаточно, особенно для находящихся рядом с дверью. Но сам отсчет не так важен, как визуальная координация. Как только первый отделяющийся начинает движение, остальные следуют в унисон. Дающий отсчет зачастую слишком плотно окружен другими - в этом случае сигнал рукой или головой будет более действенным.

Как правило, флоатерам легко определить начало движения базы - в этот момент им необходимо отделиться и начать сближение с базой. Однако, при отделении базы плотной группой в захватах координация может усложниться. Кто-то из флоатеров, находящийся ближе к дающему отсчет, может подать визуальный сигнал остальным флоатерам. Скорее всего, позиция передних и задних флоатеров не пред'являет слишком высоких требований к скорости подхода к базе, поэтому они могут отделиться немного раньше, освобождая место для базы. К тому же, отделение остальной группы представляет собой великолепное зрелище для флоатеров, отделившихся моментом раньше.

Исходное положение для отделения с Сессны - дайвер отделяется с подкоса крыла от фюзеляжа, немедленно вслед за флоатерами.Задача отделяющихся вслед за базой - держаться как можно ближе к находящимся впереди. Как только туловище стоящего впереди начинает движение, вся очередь за ним должна синхронно двигаться следом. Старайтесь держаться плотной группой, не теряйте равновесие и двигайтесь плавно и слаженно в процессе всего отделения.

Представьте себе очередь из машин перед красным сигналом светофора. Если, в момент зажигания зеленого, второй водитель будет ждать, пока двинется первый, третий будет ждать, пока двинется второй, и т.д., то у последнего в очереди есть шансы снова застрять перед красным сигналом. Однако, если каждый водитель будет уверен в действиях других, ВСЕ машины могут начать двигаться одновременно с зеленым сигналом, проехав перекресток не растягиваясь, плотной группой.

В этом и состоит цель хорошего отделения. При построении и непосредственно при отделении, крайние в очереди должны быть уверены в том, что передних уже не будет на том месте, которое они должны занять в следующий момент. Вся группа должна по сигналу синхронно двинуться к двери как одно целое.

Дайвер использует поток от винта для того, чтобы оказаться ближе других к базе. Уверенность в действиях других также делает отделение более безопасным. Если каждый будет уверен в том, что впереди стоящий пройдет по центру двери, то вся очередь будет двигаться совершенно прямо. Держите взглядом голову впереди стоящего в центре проема двери, как в рамке. Это не даст Вам отклониться в сторону - отклонение может вызвать "раскачивание" всей группы при движении. Такая техника поможет вам не задеть обрез двери на отделении, особенно в самолете с небольшой дверью.

Избегайте "напирания" крайних в очереди на впереди стоящих. Ваша задача - провести плотное, но "чистое" и спокойное отделение, а не сбиться в кучу. К тому же, секундная задержка для крайних в очереди не играет, как правило, большой роли.

 

Планируйте отделение!

До тех пор, пока каждый участник группы не будет абсолютно точно представлять свою позицию в любом варианте отделения, планирование отделения так же важно, как планирование формации и разбежки. Планируйте "кадр отделения"; практикуйтесь до полного усвоения каждым своих действий.

 

Отделение зачастую определяет весь дальнейший ход прыжка. При хорошем отделении в соответствии с планом, или даже лучше, каждый чувствует себя комфортнее, и вся группа работает лучше. Плохое отделение может вызвать напряжение и раздражение. Как и в любом деле, хорошее начало сильно повышает шансы на успех в целом.