парашют

Учимся FreeFly. Свободное падение и общие ошибки

парашютный спорт парашютный спорт

Учимся FreeFly. Свободное падение и общие ошибки.

По своему опыту знаю, как хочется быстрее “делать чудеса” в небе сразу же после того, как только научишься стабильно падать на пузе. А когда полон уверенности, что “круто” сидишь после десятка-другого прыжков на “сит”, почему-то так и тянет перевернуться вниз головой или начать прыгать в паре. Думаю, многим это знакомо. Все то, что написано в этой статье, Вам триста раз говорили более опытные спортсмены, но бьюсь об заклад, Вы столько же раз отмахивались с мыслью, что к Вам лично это не относится по причине исключительной одаренности и легкодавучести обучения. Однако, опыт тысяч спортсменов подсказывает, что “нужно слушать старших и съевших на этом деле собаку”.

Когда лучше всего начинать прыжки с инструктором?

Начинайте тренироваться сразу по окончанию вашей программы обучения свободному падению. В процессе тренировок с инструктором прилагайте максимум усилий и внимания. Это поможет сэкономить деньги и время. Поначалу может показаться, что прыжки с инструктором стоят дороже, но прыгая самостоятельно, затрачивается гораздо больше времени и прыжков, на обучение правильному выполнению основных позиций. К тому же, существует угроза того, что Ваша стабильная позиция будет неправильной, хотя Вам будет довольно трудно это почувствовать, а в будущем исправить.

Проблем у новичка всегда хватает: от “бегония” по всему горизонту и трудностей на подходах до “выстреливания” вверх из-за невозможности удержать стабильную позицию.

 

Обучение полету подобно обучению ходьбе с самого начала.

Все, что мы знаем до того, как приступить к выполнению прыжков с задержкой раскрытия, это как двигаться по земле. Мы осознаем действие силы земного притяжения и постоянно чувствуем его. Мы умеем управлять своим телом в движении, сохранять равновесие, ходить по земле, не думая об этом.

С момента, когда мы начинаем открывать для себя воздушный мир и полеты в нем, мы должны задуматься об основных понятиях, которые позволят нам двигаться в небе так же, как и на земле.

 

Падение (земные инстинкты)

Представьте себе, что во время прогулки Вы спотыкаетесь и теряете равновесие. Вашей первой реакцией будет попытка схватиться за что-либо руками, чтобы предотвратить падение. При этом в Вашей голове проносится “Надо за что-нибудь схватиться или, если я все же упаду, то лучше пусть пострадают мои руки, чем голова или лицо”. Иными словами, Вы инстинктивно пытаетесь уцепиться за что-нибудь руками или упасть на руки.

 

Рассмотрим другой пример наших земных инстинктов. Если мы падаем во время движения по лестнице, мы немедленно пытаемся схватиться за что-нибудь, и наши действия руками будут подобны действиям пловца. Мы отчаянно и энергично стараемся схватиться за что-нибудь. Зачастую это приводит к размахиванию руками, что со стороны выглядит как движение рук пловца.

Эти движения - “хватание и гребля” - непроизвольные. Как только наше сознание и тело ощущает, что нам грозит падение, мы автоматически, подсознательно, стараемся исправить ситуацию, достичь стабильного положения, и для этого пытаемся схватиться за что-нибудь руками.

 

Падение (воздушные инстинкты)

Достижение стабильности в падении – абсолютно новая область применения Ваших действий и инстинктов.

При выполнении прыжков Freefly, во время свободного падения, наше тело летит на встречу земле, создавая набегающий воздушный поток. От того, как мы будем вести себя в этом потоке, зависит наше стабильное положение и перемещения.

Если мы ощущаем, что падаем нестабильно, то наш разум и инстинкты подталкивают нас к действиям, аналогичным при падении на земле. То есть для восстановления стабильности мы пытаемся схватиться за что-нибудь. Одна проблема – в воздухе нет рядом объекта, за который мы могли бы уцепиться (если конечно рядом нет другого тела).

Поэтому нашей опорой может быть только набегающий воздушный поток. Есть хороший термин – “схватить поток”. Это означает - поддержание стабильного положения за счет правильного распределения воздушного потока относительно своего тела.

Рассмотрим два примера, позволяющих лучше освоить позиции “sit” и “ head-down”.

 

“sit” Поймать поток руками

Знакомо ли Вам это? Начинающий фрифлайер работающий в позе “sit”. Как только он старается удержать направление и избежать непреднамеренных поворотов, он чувствует себя нестабильно. Эта нестабильность может быть вызвана разными причинами, но давайте определим, что надо делать, чтобы обрести стабильное положение. В данном случае естественной (инстинктивной) реакцией будет попытка взмахнуть руками или их опустить, чтобы за “что-нибудь” схватиться. Он действует аналогично ситуации, когда человек сидящий на стуле опрокидывается назад из-за того, что он слишком далеко на нем отклонился назад. В этой ситуации человек пытается схватиться за что-нибудь стоящее перед ним (например - стол) или упасть на руки. Когда мы летим вертикально прямо, наши руки удерживают нас в стабильном положении – мы “поймали поток”. Для этого наши руки должны быть разведены в стороны параллельно земле, так чтобы захватить максимум воздушного потока. Воздушный поток, который мы “захватили” руками и обеспечивает стабильное положение. Если мы вернемся к ситуации со стулом и попытаемся действовать для восстановления стабильности аналогично, то увидим что попытка схватиться за что-нибудь спереди или попытка упасть на руки значительно уменьшает площадь опоры на воздушный поток, что в свою очередь вызывает дальнейший дисбаланс. Мы не сможем удержать себя в стабильном положении и дальнейшие попытки “упасть на руки” в какую либо сторону приведут к ускоренному срыву в эту сторону. (см. фото 2, 3)

 

Вы должны помнить, что Вы находитесь В ВОЗДУХЕ, а не на ЗЕМЛЕ. Чувствуйте себя уверенно и комфортно, используя руки, чтобы “поймать поток” и не старайтесь за что-нибудь хвататься. Если Вы ощущаете нестабильность своего положения в сите, используйте свои руки и ладони в зависимости от ситуации. Используйте всю руку (от плеча до кончиков ногтей) для создания давления на поток, чтобы схватить его. (см. фото 1)

Когда мы летим вертикально, мы должны держать наши руки и ладони перпендикулярно набегающему воздушному потоку. Если мы достигли стабильного положения, но еще не поймали поток, мы не будем находиться строго в вертикальном положении.

 

Head-down – достижение стабильности без помощи рук

Когда мы учимся летать head-down, мы по-прежнему пытаемся достичь стабильности. Общая проблема для начинающих прыгать head-down заключается в том, что их руки находятся слишком высоко.

Когда мы летим вниз головой, наше тело напоминает стрелу. Наша голова – это острие стрелы, а наши ноги – оперение. Фактически, наше тело должно расширяться от головы к ногам. Это создает аэродинамическую площадь поверхности, которая соприкасается с набегающим воздушным потоком.

Наши руки должны быть относительно перпендикулярны воздушному потоку. Т.е. наши руки и кисти должны быть отведены в стороны и согнуты в локтях. Наши руки от локтей до кончиков пальцев создают плоскую площадь поверхности, которая ловит воздушный поток. (см. фото 4)

Если мы поднимаем руки слишком высоко, форма верхней части туловища напоминает скорее вилку, а не стрелу. Т.к. воздушный поток вначале бьет в верхнюю часть туловища, “острие стрелы” очень важно для спокойного, ровного падения. Если руки подняты слишком высоко, то тело напоминает стрелу, летящую оперением вперед. Тогда тело будет более резко и менее стабильно входить в набегающий воздушный поток. (см. фото 5)

Начинающие изучать стиль head-down поднимают руки высоко вверх, потому что они инстинктивно применяют земные привычки поиска стабильности. Например, когда на земле мы делаем стойку на руках или кувырок через голову, мы выставляем руки вперед, чтобы не упасть на голову.

В воздухе мы тоже инстинктивно выставляем руки вперед. Если мы поднимаем руки слишком высоко, то падение перестает быть спокойным, и нам сложно почувствовать себя комфортно, используя стиль head-down. Нам кажется, что мы поддерживаем себя руками (потому что мы мыслим земными понятиями), на самом же деле это только делает нас менее аэродинамическими. Движения рук вызывают обратный эффект, что приводит к разочарованию и БП.

Совершенно нормально, когда при обучении стилю head-down человек чувствует себя несколько дезориентированным. Мы падаем очень быстро, вниз головой, а в довершение всего, мы выпрыгиваем из самолета и очень быстро несемся к земле. Если мы забудем об использовании набегающего воздушного потока, мы снова начнем пользоваться земными инстинктами.

 

Выводы

Очень важно, что бы мы понимали отличие в достижении устойчивого положения в воздухе и на земле. Если мы не уверены и нестабильны во время полёта, и мы обращаемся к нашим земным инстинктам, мы имеем в результате - дальнейшую нестабильность и БП.

 

Чем лучше мы понимаем, как воздушный поток воздействует на наше тело, тем более компетентными мы становимся. Попросту говоря, понимание помогает нам правильно осознать то “что происходит”.

Логично, что в нас заложена естественная, закоренелая реакция на падение. В первую очередь нам надо переосмыслить то, что наше тело ведёт себя в воздухе противоположно тому, как ведёт себя на земле. Осмысление набегающего воздушного потока, как стабилизатора, позволит нам быстрее освоить позиции “sit” и “ head-down”, и повысить уровень своего мастерства.